Образование (краткая история) Египта Содержание
Введение в историю древнего Египта

История Египта уходит к трехтысячному году до н. э. Приблизительно в этот год Египет стал единым государством. До трёхтысячного года страна делилась на два царства: Верхний Египет, находящийся на юге и Нижний Египет, расположенный на севере. Символом юга был цветок лотоса, его правитель носил высокую белую корону. А символом севера являлся папирус, его правитель носил красную корону. В целом культура и религия не отличались, но верховным богом Верхнего Египта был бог Сет, а Нижнего - Гор. Долгое время царства воевали друг с другом, пытаясь объединить страну. Не раз это получалось сделать, но не до конца. Противнику удавалось вырваться из под влияния и продолжить борьбу. Наконец правитель Верхнего Египта Менес объединил государства. Он стал первым фараоном первой династии и возвёл новую столицу, находившуюся между двумя землями в дельте Нила. Названием нового города стал Мемфис. Это и был предок современного Каира. Теперь верховным богом стал бог солнца Гор. Некоторые изменения произошли и в заупокойном культе. В Додинастический период умерших просто укладывали на правый бок в согнутом положении. Во времена первых династий для фараона возводилось две гробницы: на территории Верхнего и Нижнего Египта. Это делалось для того, чтобы уравнять полномочия обеих частей, показать, что фараон благосклонен к ним одинаково. Где именно на самом деле погребали фараона, было неизвестно. Возможно даже в ином месте. Гробницы имели вид "мастабы" - прямоугольного сооружения, с сужающимися кверху краями. В переводе с арабского "мастаба" означает "скамья". На ее внутренних стенах не наносились какие-либо рисунки и надписи. А вместе с фараоном в другой мир уходили не только драгоценности и предметы быта, но и рабы и прислуга. Их приносили в жертву. Но уже к началу правления второй династии жертвоприношения прекратились. А слуг заменили ушабти - небольшие статуэтки в виде мумий, оставляемые обычно в количестве 365 штук, равными числу дней в году. Начиная с третьей династии, на стенах мастаб фараонов уже начали появляться надписи и рисунки, рассказывающие о жизни на земле, показывающие, насколько человек был богат. Они должны были обеспечить аналогичное существование и в загробном мире. Считалось также, что там душе необходимо есть и пить, поэтому в гробнице оставляли еду, воду, а иногда даже вино. В более поздние времена еда была заменена на символические канопы. Кроме этого в гробнице оставляли различную утварь: посуду, лежанки, украшения, принадлежавшие человеку при жизни. Для фараонов и их семей в основном возводились раздельные гробницы, но для нижестоящих лиц практиковалось строительство совмещенных семейных мастаб.

С конца правления третьей династии для фараонов стали возводиться пирамиды. Первая пирамида была построена архитектором Имхотепом для фараона третьей династии Джосера. И получила название ступенчатой пирамиды, так как имела вид шести мастаб, поставленных друг на друга. Строительство пирамид достигло своего пика во времена правления четвертой династии. Это было связано с распространением культа бога солнца Ра. К этому промежутку времени относятся три великие пирамиды: Хуфу, Хафра и Менкаура (по-гречески Хеопса, Хефрена и Микерина). Их способ построения и форма резко отличается от первой. Рядом с большими пирамидами иногда возводились маленькие для жен фараона и приближенных. Тут же стояли заупокойные храмы, в которых жрецы молились о хорошей участи души.

После завоевания Египта кочевыми племенами гиксосами, или как их ещё называли ("царей-пастухов"), в 1786 году до н. э. (двенадцатая династия фараонов) статус столицы был присвоен новому городу, возведённому гиксосами, Аварису. Мемфис снова стал столицей лишь после прихода арабов, когда Арабский военачальник Амр ибн эль-Ас в 640 г. завоевывает Египет, переносит его столицу в Фустат (вблизи старой части нынешнего Каира). В 969 г. вновь основывается Каир. Несмотря на это, город часто служил в качестве резиденций фараонов. Так, например, двор последних правителей 18 Династии находился именно здесь.

Знакомство с древним городом лучше всего начинать с памятника, представляющего места самых древних захоронений. Такие гробницы называются мастабами. Снаружи она походит на прямоугольное каменное здание, немного сужающееся кверху, с ровной крышей. Камень, из которого она состоит, значительно темнее, чем кирпичи в комплексе Джосера. Кажется даже, что она состоит из цельного куска камня. Но это не так. Снаружи росписей и гравировки не наблюдается. Лишь какая-то странная облицовка, похожая на глиняную, виднеется в некоторых местах. Данная мастаба принадлежит одному из приближённых чиновников фараона шестой династии. Внутри узкий темный коридор, ведущий прямо. Его стены уже расписаны. Потолок ровный и облицованный. На рисунках изображены боги Древнего Египта, довольно большого размера. Между ними виднеются иероглифы. Надо отметить, что стиль рисунков за 1000 лет ничем не изменился и отличительная особенность - в коридоре скальных гробниц росписей не было, все остальное без изменений. Все такие же фигуры с повернутыми головами и прямо направленными телами, костюмы: калазирисы, шенти и парики.

Из этого прохода ответвляются темные коридоры. Некоторые намного уже, чем первый. В усыпальницах долины царей свет сопровождает дольше. Здесь же, практически с самого начала, помещение требует дополнительного освещения, которое, конечно же, находится здесь в виде осветительных ламп. Возле стены обращает на себя внимание небольшой овражек и ложные двери. Яма очень глубокая, но дно ее все же виднеется. Далее в большой прямоугольной комнате в углублении стены, к которому ведут малюсенькие ступеньки, восседает статуя хозяина этого места.

Огромные, очень яркие рисунки украшают стены помещения. В отличие от более поздних гробниц, здесь изображена не загробная жизнь души, а земная жизнь человека. Что было у него, как он жил, чем владел, кто ему подчинялся. Но больше всего поражает статуя. Она сделана в полный рост. Человек невысокого роста сидит на стуле в стандартной египетской позе с опущенными вдоль тела на колени руками. На нем черный парик и белая шенти. На шее, на фоне ярко-красной кожи заметны не очень богатые ожерелья. Босые ноги находятся возле самой ступеньки и, кажется, что он сейчас встанет и пойдет по ним вниз. Лицо этого человека показано в деталях: крупные глаза, обведенные краской - сурьмой, нос, рот, брови. На каждом пальце на руке выточены ногти. Скульптура очень реальна. Вокруг нее на протяжении всей стены расположились барельефы. Они в длину чуть меньше метра, как и статуя. На них изображены люди, наверное, рабочие, человек с плетью и просто жители Древнего Египта. Изображения очень яркие, так как недавно отреставрированы. В стенах, напротив входа, видны глубокие и темные узкие углубления. Там должны быть захоронения. Далее в освещенном помещении продолжаются коридоры, которые становятся то шире, то уже. Они проходят мимо комнат, на которых уже без цветных красок расположены барельефы. Чего только нет на мелких (10-20 см в высоту и 15-30 см в длину) бледненьких выпуклых резных поверхностях. Различные рыбы, то с длинными плавниками, то с иглами; украшения: ожерелья и цепочки; ладьи, птицы, деревья; люди, гуляющие по земле и плавающие по Нилу в лодках или ловящие рыбу. Пшеница, папирус и многие разные растения и живые существа, которых теперь уже не встретить на планете. Как всё же изменился мир за несколько тысяч лет. А люди все такие же, как и хозяин этой мастабы, изображенный здесь: пытаются приумножить состояние, запечатлеть свое имя в истории и сохранить о себе память. Ему, на мой взгляд, это удалось.

Здесь же в Саккара стоит первая в истории Древнего Египта пирамида. Уже издали начинает выделяться она среди бледных на её фоне песков. Вообще она не одинока. Вместе с поминальным храмом здесь представлен целый комплекс, посвящённый фараону третьей династии Джосеру. Это самое древнее строение, которое можно увидеть во всём Египте. Её построил архитектор Имхотеп в 2630-2611 году до н.э. для фараона 3-й династии Джосера. Это была первая в истории пирамида, получившая название "ступенчатая" за свой необычный вид. По легенде архитектор решил построить гробницу фараону так, чтобы с ее вершины был виден близлежащий город Мемфис и храм Ра. Но, построить её такой сразу не получилось. Тогда он приказал достроить на ее вершине еще одну маленькую гробницу. Но задуманное снова не удалось. И он приказал возвести еще одну, и еще, и еще, пока идея не была воплощена в реальность. Но это лишь легенда. Как все происходило на самом деле, никто не знает. А Имхотепа после смерти обожествили, и бог врачевания и архитектуры стал носить его имя. Конечно не только за сооружение ступенчатой пирамиды. Ему приписывается также изобретение календаря и некоторые открытия в медицине. Чтобы добраться до самой пирамиды надо пересечь часть храма. Как и у всех храмов стены огромные и тянутся прямо к небу. Возле входа нет никаких статуй, а лишь барельефы и колонны, среди которых иногда встречаются ниши, где должны стоять статуи. Все построено из небольших светло-коричневых, ближе к жёлтому цвету кирпичиков. Между ними находятся белые прослойки скрепляющего вещества (специальный глиняный раствор). Колонны как бы изрезанные, напоминают скрученные тоненькие свитки, уложенные по кругу вертикально на всех сторонах. В этих колоннах мастера пытались изобразить растущий папирус. В некоторых местах храм отреставрирован. Но все равно, даже реставрированный храм, излучает какую-то светлую, радостную и чистую энергию. Эта энергия усиливается при выходе из прохода и, особенно, при остановке напротив самой пирамиды. Песок под ногами такой мягкий и рыхлый, что ноги проваливаются, и сложно передвигаться. Среди песка попадаются камешки. Это чудесное, неописуемое место. На фоне ярко-желтого песка под голубым безоблачным небом, таким же, как и 4000 лет назад, величественно возвышается перема. Ее огромные ступени, как лестница для гигантов, уводят прямо к волшебному небу. Как много видела эта пирамида! Сколько тысяч и миллионов людей ходило вокруг нее. Сама пирамида сооружена из маленьких каменных блоков. Между ними также виднеются прослойки из белого скрепочного материала. Перема не реставрирована и, возле нее лежат камни. Неподалеку посередине стороны виднеется вход. Может быть, его сделали расхитители гробниц, думавшие, что внутри есть сокровища. На самом деле пирамида больше декоративная, в отличие от своих потомков перем Хеопса, Хефрена и Микерина. Однако, несмотря на это, как и мастабы, является семейной, и в ней были похоронены родственники Джосера. Ходов очень мало, а для Джосера сделана лишь маленькая подземная камера, чуть больше метра высотой, чтобы положить мумию фараона даже без саркофага. Напротив от входа через несколько метров находится полуразрушенное сооружение, напоминающее бассейн, выполненное из такого же материала, как и все остальное. Людей мало, они спокойно гуляют по деревянным дорожкам. Вблизи же пирамиду окутывает тишина и покой, в которых живут прошедшие тысячелетия и правит ими сама пирамида Джосера.

На плато Гиза расположены не только пирамиды и Сфинкс. Здесь расположен целый мемориал, в котором представлены захоронения фараонов, их жён, детей и служащих. Так, например, гробницу матери Хефрена обнаружили именно здесь. Все найденные в ней вещи сейчас хранятся в Каирском музее. Три Великие пирамиды, расположенные на плато Гиза, являются единственным сохранившимся чудом света. Это символ не только древнего, но и современного Египта. Они изображены даже на фунтах, уже не говоря о декорациях тех мест, где бывают туристы. К подножию пирамид ежедневно приезжают тысячи путешественников со всего мира. Здесь можно встретить и китайцев, и французов, и украинцев, и итальянцев, и испанцев, и поляков, и русских. Пирамиды - излюбленное место отдыха и местных жителей. Они не только осматривают достопримечательность, но и устраивают неподалёку пикники. Но не только отдых у египтян возле пирамид. Для многих это место является работой. Шум и беспокойство происходят из-за неугомонных, навязчивых торговцев, снующих взад-вперед возле покупателей. Тут же ходят ослы, лошади, верблюды, оставляя после себя соответствующий запах. Их хозяева предлагают объехать на своем транспорте вокруг пирамид. Вся обстановка испорчена этими людьми, пытающимися заработать на том, к чему они даже не прикасались, на доставшемся им наследстве от людей, живших здесь когда-то. Возле пирамид нельзя садиться на верблюдов, ослов и лошадей. Сядешь за одну плату, а слезать придется за другую, значительно большую. Также нельзя брать и подарки. Их можно принимать лишь после покупки, если же до, то потом придется покупать еще что-то, и продавец возьмет в два раза больше и покроет свои расходы. Вся эта суета портит красоту места. Но если не обращать на происходящее внимание, может открыться всё величие цивилизации. Каждый обязан увидеть единственное сохранившееся чуда света, прикоснуться к истории не только самой древней цивилизации, а всей истории человечества. Если стоять недалеко от обеих пирамид, то очень хорошо видна хитрость Хефрена. Его пирамида находится на возвышенности, в то время, как Хеопса в низине. Оптически она, конечно же, возвышается, особенно, если смотреть издалека. Но вблизи пирамида Хеопса смотрится объемнее и значительнее. Лучше сразу идти к пирамиде Хефрена, взбираться на каменистый склон. Подойдя к одной из ее сторон, двинуться вдоль нее. На северной стороне в середине располагается вход, в который пускают туристов. Конечно, можно сходить туда, если позволяет время. Пирамида оказывается просто громадной. А когда начинает садиться солнце, получается удивительная картина. Пирамида стоит на темно-коричневой земле, сама почти такого же цвета, отбрасывая на нее тень. Позади простираются желтые пески пустыни, а вершина еще озаряется солнечным светом. Она тянется к безоблачно чистому, голубому небу, как бы действительно отдавая что-то ему. А из-за стены выглядывает скромное солнце. Оно и вправду становится скромным рядом с величественным творением рук человеческих. Темные, размером с большой письменный стол блоки лежат, опираясь друг на друга. И кажется, ничто: ни песок, ни ветер, ни время, не могут столкнуть их. Нарушить точность, с которой пирамиды были созданы. Глядя на эти сооружения, понимаешь как люди, жившие так давно, хотели бессмертия. Какие усилия они приложили для этого. На то вела их вера. Возникает один вопрос. Либо они знали о будущем своих душ, либо так хотели верить.

Еще хочется немного сказать о музее, расположенном рядом. Ладью, или сказать точнее, барку, нашли в одной из камер пирамиды Хеопса. Она лежала там в разобранном состоянии и понятно почему. Ведь каркас ладьи по величине был если не больше, чем пирамида, то такой же точно, и естественно, в собранном виде она не вошла внутрь. Сейчас ее разместили в музее, куда пускают за дополнительную плату.

Сама пирамида обнесена веревочным ограждением, через которое конечно можно легко пролезть. Однако охрана пристально следит за этим. Пирамида Хеопса явно нуждается в защите. Это становится ясно, когда на одном из блоков видишь нацарапанную надпись: "Я здесь был". Этот знак пребывания оставили русские люди. Поражает такое невежество и неуважение к древностям. Хотелось бы подойти, прикоснуться к свидетельнице почти всей истории человечества. Но большинство лишены этой возможности из-за таких людей, побывавших здесь ранее. На обход одной стороны требуется немного менее 10 минут. Если сравнивать все три пирамиды, то можно составить такую картину. Большая гордо возвышается, как хозяйка всего, что находится здесь. Блоки, такие же, как и у пирамиды Хефрена, ровно и четко подогнанные друг к другу, составляют ее. По размерам она сильно не отличается от предыдущей, второй по величине пирамиды, но рядом с ней ощущается какая-то широта, объем, щедрость и царственность. На мой взгляд, она уже не стремится так в небеса. Издалека она кажется гладкой и ровной, как и на фотографиях, но вблизи видна ее ребристость, неровность стен, состоящих как бы из уровней. Один уровень каменных блоков, затем второй и третий, и так, наверное, сотни раз, до вершины, все уже и уже, все меньше и меньше блоков. Рядом, как будто преклоняясь к ее стопам, ютятся полуразрушенные строения, состоящие из небольших блоков, но кажется построенные по той же технологии, что и их повелительница.

Стоит пирамида уже более 4000 лет, а никто так и не смог разгадать ее тайну постройки и предназначения. Сколько мифов, легенд родилось у ее подножия. Сколько не раскрытых тайн и событий произошло здесь. А она стоит, смотря на происходящее и молча снося все, что ей уготовила судьба. И молились на нее, обожествляя. И снимали с нее облицовку, не думая о ней серьезно. И просто забывали иногда, оставляя ее во власть ветрам и пескам. Сколько было в ее жизни взлетов и падений. Столько же, как и у государства, на чьей земле она стоит, как и у человека, построившего ее. С ней связано огромное количество произведений, стихов, и просто мудрых высказываний. Например, у ее входа ученые расшифровали такие слова: "Человечество погибнет от незнания истинного мира и от неумения пользоваться его дарами" - это взгляд древних в будущее. А вот арабская пословица: "Люди боятся времени, а время боится пирамид" - это взгляд в прошлое. Зачем, интересно, древним надо было писать такое на стенах единственного, что могло дойти до нас, что могло донести их слова. Мудрые слова. И может быть и вправду они обладали большими знаниями, чем мы сейчас. Существует версия, что пирамиды были построены еще задолго до появления первой династии, но по официальной версии пирамиды эти построены великими фараонами черной земли - Кемета - так древние называли Египет. Это были Хеопс, Хефрен и Мекерин. Однако эти имена не достоверны, так как являются греческими. Истинное название пирамид звучит несколько необычно: перемы Хуфу, Хафра и Менкаура. Каждый фараон хотел превзойти предыдущего. Взглянув на самую большую из них, можно заметить остаток позолоченной облицовки сверху. Возможно, внимательные путешественники вспомнят, что на пирамиде Хеопса нет облицовки. Это можно увидеть и на многочисленных фотографиях. Пирамида с облицовкой принадлежит фараону Хефрену, сыну Хеопса. Все три фараона жили приблизительно в 2600г. до н.э., когда Египет был богатейшей страной мира, и каждый повелитель хотел, чтобы его запомнили, как самого великого. Но не только тщеславие заставляло их строить себе вечные памятники. Вера египтян говорила о том, что если человека после смерти забудут или у него не будет загробного дома, жизнь в царстве мертвых будет невозможна, а значит, погибнет душа. Это касалось простых людей. А фараон после смерти становился богом солнца Ра (при жизни считался его сыном). И, конечно же, смертные должны были помнить о них. Высота пирамиды Хеопса составляет 146,6м, пирамиды Хефрена 143,5м, а пирамида Мекерина значительно меньше - 62м (почти столько же, сколько и пирамида Джосера – 61,5м). Чем же это объясняется? Дело в том, что к концу правления каждой династии фараонов страна значительно беднела. А Мекерин был предпоследним правителем 4 династии. Страна была изнурена предыдущими постройками, ведь пирамиду Хеопса строили больше 20 лет, а в общей сложности на строительство всех 3 пирамид ушло около 70 лет. Кроме этого войны с Сирией и Палестиной сильно ослабили государство. По этой причине правители 5 и 6 династий возводили уже пирамидальные гробницы, но они были маленькими и к настоящему времени плохо сохранились.

Пирамиды считались символом верховного бога Древнего Египта Ра. Во времена 3-й и 4-й династии (Древнее царство) культ этого бога достиг своего апогея. Этот бог выделился из всего пантеона благодаря гелиопольской легенде о сотворении мира. Дело в том, что Атум - это бог заходящего солнца. В последствии его и бога восходящего солнца Хепри отождествили с Ра. Атум, Хепри и Гор теперь стали ипостасями Ра. Из Гелиополя культ распространился по всему Египту. Фараон стал считаться сыном Ра. Одно из своих имен он писал именно так. И после смерти мог перевоплотиться в самого бога Ра.

Легенда гласит, что каждый день в своей дневной ладье Манджет бог Ра плывет по небу, перевозя в ней солнце. Когда ночная ладья Месехтет спускается в подземное царство, наступает ночь. Там Ра приходится сражаться с богом тьмы, змеем Апопом. Одержав победу, Ра снова возвращается на горизонт, возвещая о наступлении очередного дня.

Ра изображали по-разному: в виде сокола или человека с головой сокола, а иногда в образе большого кота. На такую, довольно не обычную интерпретацию, могла повлиять богиня солнца более позднего периода Мафдет, которая изображалась в образе гепарда или кошки. Всем живым существам Ра обещал аналогичную жизнь в загробном царстве, поэтому гробница фараона – как его загробный дом должна была выделяться среди всех остальных.

Техника строительства пирамид была утеряна, т.к. сохранилось всего 2 папируса с описанием работ. Древние мастера редко записывали информацию, а чаще передавали ее устно. Тем не менее, 3 великих пирамиды были возведены. Кто же был их строителем? Долгое время считалось, что это были рабы. В настоящее время ученые доказали, что строителями были крестьяне. Их никто не принуждал. В свободные месяцы года они строили пирамиды, а в другие - занимались земледелием. Такое положение вещей поддерживала вера в то, что фараон уже при жизни считался сыном бога и имел власть управлять разливами Нила - главного кормильца египтян. Работая на строительстве пирамид, египтяне хотели умилостивить бога и в земной и в загробной жизни. До сих пор учёным до конца не удалось выяснить, как строились пирамиды. Существует три наиболее распространённых теории, но все они могут быть оспорены. Согласно первой, выдвинутой греческим путешественником и историком Геродотом, который еще в середине V в. до н. э. посетил Египет и предположил, что пирамиды строились с помощью деревянных машин, поднимавших блоки с уступа на уступ. 400 лет спустя Диодор Сицилийский предполагал подъем каменных блоков по земляным насыпям. Около 1719 года француз Поль Люка утверждал, что пирамиды облицованы цементом, а не камнем. Англичанин Р. Покок в 1745 году высказывает предположение о пирамидах как об облицованных каменными плитами горах. Но вот американский инженер Буш снова вернулся к камню, однако, высказал мнение, что каменные блоки оснащались с двух сторон сегментами и таким образом превращались из прямоугольников в цилиндры. Буш успешно испытал свой способ, вкатывая почти трехтонный цилиндр по наклонной плоскости усилиями четырех человек. В 1978 году группа японских энтузиастов пыталась построить всего лишь 11-метровую пирамиду, используя наклонную насыпь и волокуши для подъема каменных блоков, но потерпела неудачу. Насыпь оказалась слишком крутой, чтобы втаскивать по ней волокуши с грузом, и достраивать пирамиду пришлось современной технике. Вот и все из известных на сегодня способов.

Некоторые видят в пирамидах нечто большее, чем просто гробницы, и даже дают советы по применению лечебной силы пирамид. Вообще воспользоваться этим советом так же сложно, как и убедиться или опровергнуть их сверхъестественное влияние. Однако современные жители страны давно привыкли к своим древним соседям и не воспринимают их как что-то необычное. Живущие здесь люди выросли рядом с пирамидами. Они видят их очень часто и, конечно же, привыкли. А гиды вообще приходят к пирамидам чуть ли не каждый день. Ведь в нашей стране, к примеру, для подавляющего большинства жителей Ленинграда Исаакиевский собор или Храм "Спаса на Крови" не воспринимается как что-то необычное. Это, учитывая, что религия, для которой возводились соборы, существует в настоящее время, а Древнеегипетская уже давно погибла. Надо сказать, что все равно египтяне много работают над сохранением культуры прошлых тысячелетий. И все же особая, таинственная атмосфера не сохранилась. Виной тому служат торговцы и вся суета создаваемая ими и многочисленными путешественниками.

У Великого Сфинкса всё обстоит иначе. Здесь ощущается удивительный покой и умиротворение. Хочется сесть и просто посидеть, любуясь прекрасным творением. Это ощущение возникает почти у всех пришедших сюда, вот поэтому рядом со Сфинксом всегда стоит тишина. Кроме того, сюда не пропускают торговцев. Им просто нечего делать, так как обстановка противоречит каким-либо действиям, связанным с торговлей. У Сфинкса расслабляешься и начинаешь отдыхать. Это второе место, после пирамиды Джосера, где так проявляется духовная сила Древнего Египта.

К Сфинксу ведут небольшие асфальтированные дорожки, по которым можно пройти к возвышению, где и располагается Сфинкс. Его отчетливая двадцатиметровая фигура возвышается перед нами. Позади него, раза в два выше, красуются пирамиды. Сфинкс почти сливается с пирамидой Хефрена, несмотря на то, что она кажется намного темнее. Сразу вспоминается легенда о том, что скала, из которой выбивали блоки для пирамиды Хефрена, послужила основанием для Сфинкса. Кстати, его лицо - это лицо Хефрена. Такая композиция еще больше подтверждает то, что Сфинкс и пирамида Хефрена - это одно целое. Хотя некоторые ученые полагают, что Сфинкс был возведен прежде пирамид. Теорий множество, и можно лишь верить или не верить, или просто все принять к сведению. В любом случае тайн вокруг Сфинкса и пирамид остается великое множество.

Сфинкс лежит величественно и гордо. Он возвышается над всеми людьми, как бы мельтешившими вокруг него. Спокойный и гордый, он не обращает ни на кого внимания. Да и зачем? Он является примером спокойствия и долголетия. Несмотря на свои годы, Сфинкс выглядит прекрасно. Не портит его красоту и рана на лице, оставленная завоевателями. Она лишь подчеркивает его величие.

Слева от величественного льва располагается смотровая площадка полукруглой формы. По ней туристы поднимаются ближе к Сфинксу и могут лучше рассмотреть его. На этой площадке люди стоят или отдыхают, сидя на перилах. Обстановка здесь непринужденная и очень спокойная. Она не отнимает силы, а наоборот дает эмоциональную разрядку. Может быть, такая атмосфера должна была бы быть и у пирамид, но там ее портят торговцы, и в результате получается суета. Здесь ничего подобного нет.

Четко вырезанные в камне задние лапы напоминают кошачьи, а тоненький львиный хвост завернулся вокруг этой лапы. Сзади четче наблюдается несоответствие пропорций: маленькая человеческая голова в платке с уреем держится на длинном туловище льва. Но ведь и вправду у кошачьих длинное туловище и маленькая голова. Как точно показана поза льва, его лапы, хвост, все плавные линии тела. Можно бесконечно удивляться, как можно было сделать из камня такую правильную точную работу больших размеров? Очень жалко, но табличку, которая должна находиться между передними лапами, не видно. Её поставил Тутмос I U , когда освободил Сфинкса от поглощавшей его пустыни

Незабываемое чувство испытываешь, когда наблюдаешь шоу под названием "Звук и свет " Оно происходит, когда солнце садится за горизонт и над плато нависает покров тьмы. На возвышенности, с которой не сложно видеть все три пирамиды и Сфинкса, расположены места для просмотра. Отсюда плато выступает в роли сцены, главными героями которой являются четыре гиганта. Вот раздается оглушительная музыка, и лицо сфинкса освещается. Затем голос, говорящий от лица сфинкса начинает рассказ. К нему присоединяются другие голоса: автора, простого народа, жившего здесь в далекие времена, фараона. Наряду с кратким рассказом о каждой из трех пирамид, они освещаются ярким светом одна за другой. На стенах появляются лазерные изображения иероглифов, планы и схемы пирамид, изображения статуэток фараонов, чьими были эти гробницы. Звуки музыки грохочут, разносясь по всему плато, появляясь ниоткуда и исчезая в никуда. Представление масштабное и впечатляющее. Чувствуется, что эти сооружения велики, как и их строители. С точки зрения исторических фактов, можно сказать, что они верные, но выхваченные из разных периодов истории. Самым неожиданным может быть то, что на русскоязычном представлении присутствует в основном достаточно большое количество китайцев. Некоторые из них фотографируют наиболее интересные моменты. Однако в последствии выясняется, что фотографии, как правило, не получаются.

Парк и музей под названием Мемфис находятся вблизи двух поселений на окраине Каира. Это Рахина и Бадрашин. Именно здесь находился центр древней столицы. Сейчас это место представляет собой великолепный парк, где размещены различные произведения древнего искусства, в основном это памятники Нового царства. Если идти прямо по аллее, то первым встретится возлегающий сфинкс. Такой же, как в Гизе, с человеческой головой, в короне, но немного меньше, с лицом Аменхотепа I I (18 династия), высотой 8 метров. Сфинксы, на мой взгляд, самые элегантные и величественные существа. Они, как никто другой, показывают гордость и величие цивилизации, которая хотела остаться бессмертной. В нем всё: ум, мудрость и мощь, красота и единение с природой. Только такие мысли могут прийти в голову при созерцании этого сказочного существа. Вообще само название "сфинкс" пришло к нам не из Древнего Египта. Это греческое слово. Египтяне же называли его шесепанкх, что в переводе означает “образ живой”, символизировавшим вместилище души бога солнца Амона-Ра. Этот маленький, но гордый сфинкс возлежит с высоко поднятой головой, протянув широкие лапы с четко выделяющимися пальцами на них. Глядя на эти лапы и длинное туловище, невольно вспоминаешь живого льва или тигра. Все же, как точно удавалось египтянам копировать такие мелкие детали живых существ. Этот просто чудо. Дальше по середине дорожки стоят две плиты, точнее два ровно вырезанных из камня блока. Один из них с пустотой. На другом выбиты иероглифы. Изображения богов и различные росписи расположены так близко друг к другу, что как бы сливаются и камень кажется ребристым. А второй просто ровно обточен и напоминает удлиненную коробку. Это саркофаг. Такой своеобразный и необычный, не с лицом похороненного, а просто расписной. Все эти и последующие изделия изготовлены из одного сероватого камня - гранита. Он резко отличается от каменных пород, виденных раньше, и кажется грубее и прочнее. Но в этом я не уверена, т.к. у многих статуй не сохранились головы. "Голова - это самое больное место для древностей". Далее по обе стороны аллеи располагаются невысокие, наверное, в полный человеческий рост, статуи людей. Большинство из них сидит в стандартной древнеегипетской позе, положив руки, повернутые вдоль тела, на колени. У некоторых в руках находятся предметы, напоминающие коробки, внутри которых символически изображен человек, возможно божество. А вот статуя человека без головы, а рядом лежит голова другой статуи без туловища. Надо заметить, что маленькие статуи разрушились сильнее, чем большие. Здесь же, но в отдельном помещении находится статуя фараона девятнадцатой династии Рамзеса I I , прославившегося как великий полководец и строитель. Подробнее о нём будет идти речь в главе, посвященной Асуану. Эта монументальная статуя поражает воображение. Она находится в небольшом двухэтажном здании. Первое, что сразу бросается в глаза - огромный кусок серого камня, точнее это скорее напоминает кусок скалы длиной в 10,3 метра. Возле этой скалы табличка, которая подтверждает, что это изображение Рамзеса II. Если подняться на второй этаж по узкой лестнице, то окажешься на смотровой площадке. Статуя сохранилась великолепно, все детали очень четкие: нос, глаза, губы. На голове платок - немес и корона с уреем - церемониальный головной убор. Руки необычно для статуи египтян располагаются параллельно туловищу, а кисти сжимают что-то, повернутые кверху. Это изумительное зрелище. Столь сложная, кропотливая работа, учитывая, что у древних мастеров не было современных инструментов. Рамзес II, поистине заслужил звание великого полководца и строителя. Несмотря на величие работы, не чувствуется в этом месте присутствия чего-то древнего, наверное из-за того, что все экспонаты стоят не на своих родных местах, а так или иначе передвинуты, переставлены, находятся разрозненно друг от друга и не составляют единого целого. Хотя, глядя на статую Рамзеса II, можно задаться вопросом: - почему лишь пирамиды являются чудом света? Я бы отнесла к чуду все сооружения Древнего Египта.

Но самую огромную ценность представляет Каирский национальный музей. Осмотреть его весь за один раз просто невозможно. В более чем ста залах располагается более миллиона экспонатов. Причем места для них явно мало, так как в некоторых из залов экспонаты стоят в четыре, а то и пять рядов. А сколько пылится в подвале.

Музей основан в 1902 году французским египтологом Августом Мариеттом. С тех пор экспонатов стало значительно больше и правительство решило, что для музея необходимо новое здание. В настоящее время под эгидой ЮНЕСКО начато строительство нового здания музея.

Зайдя в музей, попадаешь в чудесный мир Древнего Египта, совершаешь незабываемую экскурсию в глубину веков. Сразу у входа уже начинается выставка древностей. Затем попадаешь в огромное, прохладное, светлое помещение, которое делится на два прохода. Оно полностью заставлено экспонатами. Их так много, что они располагаются не в два ряда, как в обычных музеях, а в четыре. Приходится даже пролазить между объемными каменными предметами, чтобы добраться до стоящих позади них. Сразу становится понятно, что новое здание не просто необходимо, а настоятельное требование времени. Как много сделали древние мастера. Это, еще учитывая, что большая часть была разграблена. В основном на первом этаже находятся статуи, статуэтки, плиты с надписями и барельефами. Нельзя пройти мимо одной, на которой изображен сидящий человек в короне и церемониальной одежде. Статуя сделана из серого камня и небольшого размера, около метра или немногим больше в высоту. Человек очень худой, с мелкими чертами, но мускулистый, с улыбкой на лице. Это Джосер, пирамида которого так поражает и восхищает одновременно.

Обратит на себя внимание и еще одна статуя. На ней в полный рост изображен Менкаура - Микерин, с одной стороны рядом с ним богиня Хатхор, а с другой - богиня одного из номов. Не стоит распылять внимание на незначительные экспонаты, впереди ждет много более важных. Одна из таких вещей - знаменитая плита Нармера, на которой запечатлен момент объединения Верхнего и Нижнего Египта. Она округленная к концу и с четкими углами вверху из темного камня в длину около 60-70 см. С обеих ее сторон выбиты иероглифы и рисунки. На одной люди и сокол над ними, а на другой боги и богини. В первом зале представлены вещи Додинастического периода и фараонов с 1 по 3 династии. В другой части этажа из одного коридора, заставленного экспонатами, с одной стороны идут проходы, ведущие в залы, располагающиеся рядом друг с другом. В первом из них тоже размещаются скульптуры. В конце зала, посередине стены, стоит хорошо знакомая любителям Древнего Египта статуя, точнее пара статуй: принца Рахотепа и его жены Нофрет. Они реставрированы, поэтому раскрашены в яркие тона, и от этого выглядят как живые. Сам Рахотеп сидит на стуле с типичной раскраской глаз и прической вместо парика. Его кожа окрашена в яркий красно-желтый цвет. Нофрет тоже в полный рост восседает в белом калазирисе, в украшениях, парадном парике и косметике. Ее кожа более светлая, не типичная для египтян. В то время это считалось признаком красоты. Далее также великолепна статуя жреца. Странно, но он изображен в полный рост, ведь так изображали только фараонов и членов семьи. Наверное, очень важный был человек. Статуя из темного цельного камня выполнена мастерски. Все черты лица, пальцы на руках и ногах, складки одежды и живые блестящие глаза. Впрочем, как и у всех скульптур. Да, египтяне большие мастера, умелые и талантливые художники.

В следующем зале больше всего запоминается статуя лунного бога Хонсу в образе мальчика, стоящего с опущенными вдоль тела руками в царских одеяниях и лицом одного из принцев. Из такого же, как и жрец, темного и цельного камня. Маленькие сфинксы и такая же скульптура Хефрена, стоящая у входа в другой маленький зал, где лежат вещи из гробницы его матери. Хефрен сидит в стандартной позе в двойной короне и калазирисе. У всех на лицах изображены улыбки повелителей. В витринах зала выставлены: стульчик, носилки с подставкой для головы и разные предметы быта. Они не дорогие, металлические, но с рисунками и надписями. Опять поражает размер: носилки не больше метра, стульчик тоже 60-70 см, подставка для ног 30х10 см. Все эти вещи принадлежали матери Хефрена. И хотя ее изображений нет, по размерам вещей можно было судить об этой женщине. В этих залах представлены произведения Древнего царства. А в основном зале уже стоят не такие древние экспонаты, хотя это очень неправильное выражение, т. к. все, что относится к Древнему Египту, является древним. Ходишь не по залам музея, а как бы наблюдаешь за ходом истории. Это настоящее счастье - увидеть такие произведения искусства.

В основном зале расположились статуи, изображения богов и фараонов 18-20 династий. Скульптура фараона Яхмоса тоже в полный рост. Его руки пропорционально вытянуты вдоль всего тела почти до самых колен, с монголоидным типом лица. Да и стиль статуи немного не типичен для египетского (сказывается вторжение гиксосов). Далее располагается каменная плита, полностью разрисованная иероглифами. Это даже не плита, а целый блок, больше похожий на обелиск, выполненный их гранита.

На небольшом каменном ящике коричневого цвета, который весь расписан, по середине с передней стороны, повернувшись боком, сидит кошечка. Она почти такая же, как и на барельефе одной из стен храма Гора и Хатхор в Эдфу. Здесь она обозначает богиню Бастет, т. к. находится на жертвеннике из храма в Бубастисе. На лапе и на шее у нее украшения, которые выбиты очень четко. Работа очень точная и кропотливая, т. к. величина Бастет не составляет более 30 сантиметров.

В следующем зале представлены вещи, которые нашли при раскопках Ахетатона. Этот город основал фараон Аменхотеп IV, впоследствии взявший себе имя Эхнатон. Этот фараон впервые в истории Египта провел религиозную реформу. Он приказал убрать всех богов и назначить единого бога по имени Атон. Жречество прежнего бога Амона стало угрожать полноте власти фараона. Вместе со своей женой Нефертити они переехали в новую столицу Ахетатон, что в переводе означало "горизонт Атона". Свое имя, означавшее “Амон доволен”, он сменил на имя “служу Атону”. В этот период все войны были забыты, доходы уходили на содержание царской семьи и храмов Атона. Фараон, взявший на себя обязанности верховного жреца, практически не занимался государственными делами. Первые годы их жизни в Ахетатоне действительно казались идеальными. На барельефах они изображены счастливыми: катающимися вместе на колеснице, гуляющими по саду, принимающими гостей. Также счастливо выглядят и их старшие дочери: Меритатон, Макетатон и Анхесенпаатон.

Но счастье не может длиться вечно. Как и любому другому правителю для укрепления своей власти необходим был наследник - сын. Шесть дочерей Нефертити не обеспечивали этого и могли прервать линию престолонаследия.

На двенадцатом году правления Эхнатона случаются несчастья. Умирает одна из старших дочерей - Макетатон, а еще немного позже мать Эхнатона - царица Тио. Нефертити начинает терять свою значимость. Одержимый желанием иметь наследника престола, Эхнатон вводит в свой гарем старшую дочь Меритатон, у которой тоже рождается дочь. Вскоре все внимание фараона переходит на одну из второстепенных жен по имени Кия, которая прибыла из Митанни. У нее и рождаются два мальчика: Сменхкара и Тутанхатон. Кия становится новой соправительницей, а Нефертити переселяют в один из загородных дворцов и постепенно забывают о ней.

Но и этот взлет оказывается не столь длительным. На шестнадцатом году правления Эхнатона Кия умирает при загадочных обстоятельствах. Главной женой фараона становится Меритатон. Семейные проблемы отрицательно сказывались на государственных делах, поэтому страна погрузилась в мрачный период и под предводительством жрецов Амона, которому все еще тайно поклонялось большинство египтян, через 17 лет правления произошло восстание. Город был уничтожен и разграблен. Эхнатона прокляли и провозгласили фараоном-еретиком.

По одну сторону зала во всю высоту стены стоит колосс, изображающий Эхнатона. Он стоит в обычной позе, в двойной короне. Но что примечательно? До пояса он изображен в мужском обличии, а ниже в женском. Некоторые объясняют это тем, что фараон изображен в виде единого бога, олицетворяющего оба начала. Но смущает то, что при правлении Эхнатона изображения людей не идеализировались, а наоборот, недостатки даже подчеркивались. Кроме того, бога в то время не изображали, т. к. считалось, что он везде и не может проявлять себя в каком-либо обличье. С другой стороны, фараон считался посланником бога и его главным служителем. Эти доводы несколько противоречат друг другу. Почти из такого же камня, напротив, в витрине, стоит голова Нефертити. Это не тот знаменитый профиль, который обычно красуется возле статей о Нефертити. Он хранится в Германии. Этот же не закончен, не окрашен. На нем выделяется круглое лицо с длинным тонким носом, тонкими губами. На лбу красуется цветочек, со спины остался лишь не обточенный камень. Кажется, что глаза у нее закрыты, и царица дремлет, слегка улыбаясь во сне. Напротив располагаются небольшие, тоненькие, темные статуэтки девушек. Это шесть дочерей Эхнатона и Нефертити. Все примерно одной величины в одинаковой одежде и с очень похожими лицами, словно это был изображен один человек. Одни изображены в полный рост, а другие в виде бюста. Очень хрупкая и изящная работа.

В зале, почти у самой лестницы, ведущей на второй этаж, стоят экспонаты, относящиеся к эпохе правления Хатшепсут и трех Тутмосов. В основном это небольшие каменные сфинксы с их лицами. На сфинксе с лицом Хатшепсут, оно совсем не походит на лицо с колонны в храме Хатшепсут, о чем подробнее будет идти речь в следующей главе. Нос и овал лица удлинены.

Вдоль лестницы, при подъеме на второй этаж, на стене за стеклом находятся свитки: светло-коричневые длиной во всю стену, друг над другом, в несколько рядов, шириной по двадцать сантиметров, с черными и красными не жирными линиями. Из линий появляются надписи и рисунки, которых намного больше. В ряд стоят люди с мечами, на троне сидит человек и множество богов с головами животных. В некоторых местах изображения почти пропали. Цвет в основном использовался черный. Это папирус. Настоящая "Книга мертвых". Листы так сильно отличаются от предлагаемых туристам в качестве сувениров, что разница очевидна. Этим папирусам не одна тысяча лет. И как только они сохранились. Боги изображены с мечами в руках. Это боги, стоящие у врат. Каждый из них задает вопрос душе. Если душа отвечает правильно, ее пропускают дальше, если нет, отрубают голову. Это путь по Дуату, еще до зала двух истин.

На втором этаже находятся вещи, вывезенные из гробницы Тутанхамона, в том числе золотая коллекция украшений с маской и саркофагом. На середине зала стоит огромный деревянный ящик, напоминающий автомобильный гараж, но меньше. За ним еще один, меньше предыдущего, затем совсем маленький размером с саркофаг. На их стенах начертаны фигуры богов, кроме самого большого. На нем нет ничего. По периметру зала расположились витрины с различными предметами, необходимыми для жизни на земле и в загробном мире. Два стеллажа с предметами, напоминающими по форме бумеранг различных углов и размеров, расписанных иероглифами. Должно быть, это легкие метательные дубины - оружие по действию аналогичное бумерангу, но не возвращающееся обратно. Перчатки для стрельбы из лука и туфли. Маленький стульчик с подставкой для ног и две статуи в полный рост, где фараон изображен бегущим. Носилки и маленькие статуэтки богов. Все предметы расписаны иероглифами и изображениями богов. Четыре канопы удлиненной формы, как сосуды из глины, а вместо крышек их украшают головы богов. Эти сосуды достаточно большие: 20 см. в диаметре и около 70 см. в высоту. Четыре носилки сделаны так, как будто стоят на двух животных - служителях богинь: корова, бегемот, бабуин и лев. Они ярко расписаны красками. Каменные стулья с подставками для ног тоже украшены рисунками. По вещам становится понятно, что Тутанхамон был очень худой и невысокий ростом. Перчатки хранятся в отдельном шкафчике. Их около 20 пар. Маленькие статуэтки богов, например человека с львиной головой - бога веселья Беса. Статуэтка лежащего шакала Анубиса. Он лежит на пьедестале, исписанном иероглифами и на носилках, опустив с них свой хвост и подняв настороженные острые длинные уши. Он смотрит своей вытянутой мордочкой перед собой. Очень четко выделяются коготки, глаза и даже линии шерсти и ушные раковины. В другой витрине располагаются систрумы (музыкальный инструмент), украшенные различными росписями. Разнообразных вещей много, но то, что находится в небольшой боковой комнате с охраной внутри, ценнее всего. И не только из-за того, что изделия золотые, но и из-за того, что таких вещей не нашли ни в одной другой гробнице. По ним можно было судить о жизни фараонов в Египте, ведь Тутанхамон жил не в лучшее время государства. В витринах располагаются всевозможные золотые украшения: браслеты, ожерелья, медальоны, цепочки, нож, золотые тапочки. Браслеты и ожерелья различных размеров и форм, похоже одевались все сразу, создавая ярус. Знаменитая маска Тутанхамона очень большая, яркая возвышается посередине. Вся из чистого золота, инкрустированная стеклом (хорошее стекло в Древнем Египте ценилось высоко) и драгоценными камнями. Она смотрится фантастически. На фотографиях все ее великолепие существенно теряется. Ощутить величие можно только здесь, находясь напротив "золотого лица" фараона. Рядом лежат два саркофага с тем же самым лицом, нарисованным на крышках. Один намного меньше другого. Удивляет, как в такой маленький саркофаг вошла мумия с надетой на нее маской. Маска кажется почти такого же размера. Должно быть третий саркофаг, не выставленный здесь, был еще больше второго. Из этой комнаты выходишь под сильным впечатлением.

При осмотре по второму этажу, можно попасть в зал, в котором располагаются различные сосуды, глиняные горшки, тарелки, миски разных размеров. Некоторые напоминают современные арабские сосуды. Некоторые тарелки окрашены в небесно-голубой цвет, который очень хорошо сохранился. Здесь же рядами вдоль стен составлены каменные саркофаги, облицовка которых либо стерта, либо снята грабителями гробниц. Саркофагов очень много, они стоят один над другим по всей протяженности стен. Если пройти в другой зал, то можно увидеть еще несколько саркофагов: большой и поменьше. Они разрисованы очень ярко, почти так же, как и саркофаг Тутанхамона, только не золотые. Рядом стоят четыре канопа - большие широкие сосуды с крышками в виде человеческой головы. И еще несколько небогатых предметов: каменных нож, печати и небольшие таблички. Следующий экспонат поражает воображение: это две металлические колесницы. Сложно представить, что колесницы такие маленькие. По размеру колесо практически оказывается таким же, как и основная часть. В высоту она меньше метра. Похоже, что в колесницу должна была запрягаться очень маленькая лошадка, как нынешние пони. Общее впечатление от увиденного такое: как такие маленькие люди смогли сделать так много красивого и большого. Взглянув на пирамиды, сфинкса, храмы и статуи, в жизни не подумаешь, что те, кто делал все это, не были гигантами. Это все становится еще удивительнее после посещения Каирского музея. Наверное, Кемет была страной с многочисленным населением, ведь кто-то строил, кто-то занимался сельским хозяйством, а кто-то вел успешные войны. А самое главное, что работа была великолепно организована

 

Образование Египта

География Египта

Ремёсла Египта

Династии Египта

Письменность Египта

Религия Египта

Легенды Египта

Войны Египта

Пирамиды Египта

Погребальные обряды Египта

Хронология событий Египта

Об авторе

Тест

Список литературы

© Шелепова Мария 2006-2007 год. Колпинская Проектная Олимпиада в номинации "Создание сайтов".
Hosted by uCoz