Религия Египта Содержание
иллюстрации по теме

История религии Египта

Человек, хоть раз, наблюдавший за тем, как по горизонту в пустыне Сахара катится солнце, роняя лучи на землю, которой тысячелетия назад правили фараоны, понимает, почему египтяне обожествляли этот золотой сияющий диск и связывали с ним важнейших мифологических существ.
Чтобы понять солнечные культы древних египтян, рассмотрим вначале концепции возникновения жизни на земле.
Историю Древнего Египта принято делить на несколько частей: додинастический период, древнее царство, среднее царство, новое и несколько меж династических периодов. О додинастическом периоде известно очень мало. Знаем мы лишь то, что существовало два царства: Верхний и Нижний Египет. В 3000 г. до н.э. правитель Верхнего Египта Менес, а по некоторым источникам Нармер, завоевал Нижний Египет, объединив страну. Он основал столицу Мемфис и первую династию фараонов. Верховным божеством пантеона он избрал солнечного бога Гора. Возможно это решение было связано с Гелиопольской концепцией о сотворении мира. По этой версии из первобытного хаоса Нуна вместе с холмом Бен-Бен появился бог Атум, который сам себя оплодотворил и родил. Он создал бога Шу - воздух, богиню Тефнут - влагу, бога Геба - землю и богиню Мут - небо. Затем он разделил Геба и Мут, но перед этим они успели создать пять богов: Осириса, Изиду, Сета, Нефтис и Гора. Следует задать вопрос: "Почему из пяти божеств верховным был избран именно Гор"?
Ответ возможно заключен в следующей легенде: Осирис и его жена Изида правили на земле, но брат Осириса Сет захотел заполучить власть в свои руки и с помощью хитрости, заточив Осириса в сундуке, выбросил его в реку. Узнав о злодеяниях мужа, Нефтис объединилась с Изидой и помогла ей найти сундук с телом Осириса. Но Сет украл тело Осириса, и разрубив его на 14 частей, разбросал по всему Египту. На этот раз к поискам Нефтис и Изиды присоединился сын Нефтис и Осириса Анубис - один из богов загробного мира, который помог найти части тела Осириса и оживить его. Осирис становится повелителем загробного царства, а у Изиды рождается сын по имени Гор, который мстит Сету за смерть отца и возвращает себе трон - наследие Осириса.
Существовало две ипостаси Гора. В первой он представал в качестве сына Изиды и Осириса и мужем богини веселья, любви и красоты Хатхор, изображавшейся в виде женщины с головой коровы. Во второй же, как брат Изиды, Осириса, Нефтис и Сета и сыном Хатхор.
Сам бог Гор изображался в виде человека с головой сокола. Око Гора помещалось иногда над головами других божеств в качестве символа покровительства, его использовали в записи дробных чисел. По легенде свое око Гор потерял в битве с Сетом.
Одно из пяти имен фараонов первых династий отождествлялось с Гором. Храмы в честь этого бога возводились на территории Египта на протяжении почти всей его истории. Кроме этого обожествлялись священные птицы - соколы. После смерти, обитавших в храмах священных птиц, мумифицировали и хоронили с почестями.
Во времена 3-й и 4-й династии (Древнее царство) своего апогея достиг культ бога солнца Ра. Этот бог выделился из всего пантеона благодаря гелиопольской концепции. Дело в том, что Атум - это бог заходящего солнца. В последствии его и бога восходящего солнца Хепри отождествили с Ра. Атум, Хепри и Гор теперь стали ипостасями Ра. Из Гелиополя культ распространился по всему Египту. Фараон стал считаться сыном Ра. Одно из своих имен он писал именно так. И после смерти мог перевоплотиться в самого бога Ра. Возможно, именно с этим культом связаны такие монументальные памятники истории, как ступенчатая пирамида Джосера (3 династия) и пирамиды Хуфу, Хафра, Менкаура (4 династия).
Легенда гласит, что каждый день в своей дневной ладье Манджет бог Ра плывет по небу, перевозя в ней солнце. Когда ночная ладья Месекхтет спускается в подземное царство, наступает ночь. Там Ра приходится сражаться с богом тьмы, змеем Апопом. Одержав победу, Ра снова возвращается на горизонт, возвещая о наступлении очередного дня.
Ра изображали по-разному: в виде сокола или человека с головой сокола, а иногда в образе большого кота. На такую, довольно не обычную интерпретацию, могла повлиять богиня солнца более позднего периода Мафдет, которая изображалась в образе гепарда или кошки. Око Ра использовалось и как око Гора. Так например, по легенде Ра не чувствуя в себе силы противостоять Апопу, передал око своей дочери Хатхор, поручив ей защиту от сил зла. Всем живым существам Ра обещал аналогичную жизнь в загробном царстве. Это означало, что фараон оставался фараоном, жрец жрецом, крестьянин крестьянином.
Постепенно социальное положение страны потребовало каких-либо изменений в религии. Исторические события способствовали культу Амона занять главенствующие позиции. Во время правления 12-й династии (Среднее царство) азы были заложены. А после изгнания гиксосов и укрепления статуса столицы Фивы фараонами 18-й династии (Новое царство), Амон окончательно выделился из всего пантеона. Бог солнца Амон, как первичный и вездесущий, обещал позаботиться о каждом живом существе, о каждом забытом и обездоленном. Амон считался отцом всех других богов. Он вместе со своей женой Мут - богиней неба и сыном - лунным божеством Хонсу, составляли Фиванскую Триаду. Изображался Амон в виде человека в короне с двумя белыми перьями - "атеф" или в виде барана. Культ Амона и культ Ра некоторое время продолжали существовать параллельно. Но вскоре соединились в единый культ бога солнца Амона Ра. Теперь он изображался в виде человека в короне "атеф" и с солнечным диском. К священным животным Амона Ра отнесли барана, жука-скарабея, белого гуся и белую змею.
Оставалась лишь одна проблема: в Гелиопольской концепции о сотворении мира не существовало бога с подобным именем. В данном вопросе следует учесть, что в наиболее крупных городах Древнего Египта существовали свои божества, свои представления и концепции. В этот промежуток истории из всех выделялись мемфисская и гермопольская концепции. В первой говорилось, что из Нуна вместе с первичным холмом появился бог Птах, сотворивший всех богов по своему образу и подобию и назвал их своими именами. Его творящим словом считался бог Сиа, а магической силой слова - бог Хека, с помощью которых он и творил. В этой версии Амона тоже нет среди первозданных богов. А вот в гермопольской версии он входит в восьмерку первых богов. Они: Ну и Ненет - водная стихия, Кук и Кукет - мрак, Хух и Хухет - бесконечность в пространстве, Амон и Амонет - тайное, вышли парами из хаоса Нуна самостоятельно, как женское и мужское начало. Но такую незначительную роль верховное божество пантеона играть не могло и появилась новая фиванская концепция, согласно которой до появления всех богов существовал змей по имени Кем-атеф в ипостаси Амона. Умирая, он приказал сотворить бога Птаха в Мемфисе, Атума в Гелиополе и Амона в Гермополе. Таким образом, все концепции о сотворении мира стали включать в себя Амона.
Атон - это еще один солнечный бог Египта. Но в отличие от предшественников его история довольно не обычна. Культ Атона является единственным примером монотеизма не только в истории Египта, но и во всей древневосточной культуре. К началу правления одного из фараонов 18 династии Аменхотепа-I U , в Египте существовало неисчислимое количество богов. К примеру, только ипостаси Гора насчитывалось более 20. Аменхотеп-I U , сменив свое имя на Эхнатон и основав новую столицу Египта Ахетатон, объявил о новом религиозном течении. Бога Атона он провозгласил единым, воплощающим в себе и женское и мужское начало, совершенным, вечным, вездесущим духом всего живого. Соответственно других богов быть не могло. И конечно, жречество не могло поддержать новую политику. Несмотря на это она пришлась по вкусу приближенным фараона и просуществовала 17,5 лет. Атона представляли в виде солнечного диска с распростертыми во все стороны руками. В народных массах культ Атона не снискал постоянных приверженцев, и после правления Эхнатона был затерян. Ахетатон был разграблен, а Фивы вернули себе статус религиозной и политической столицы. Амон Ра снова занял главенствующее место в пантеоне богов.
Кроме богов, символизирующих силу солнца, в древнеегипетской мифологии существовали связанные с ними существа, такие как Бену, Сфинкс, "небесная корова".
Сфинкс или Шесепанх считался вместилищем души бога солнца. Его баранья голова воспринималась не только как голова священного животного, но и как символ плодородия. Сфинкс вмещал все то, что содержал в себе бог: силу, разум, щедрость.
Бену - мифологическое существо, непосредственно связанное с богом солнца. По гелиопольской концепции именно эта птица появилась после холма Бен-Бен и свив на его вершине гнездо, снесла яйцо, из которого в последствии и появился Атум. "Бен" - означает возникать, "Бену" - возникшая сама из себя. Изображалась в виде цапли. Символизировала Ба Ра и воскрешение души.

 

Список богов

Амон: покровитель города Фивы, бог воздуха и урожая, творец мира; изображался в виде человека (иногда с головой барана) со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.
Анубис: бог в образе шакала или дикой собаки (или человека с головой шакала или собаки); считался покровителем умерших.
Апис: символ плодородия, бог в образе быка с солнечным диском; в некоторые периоды Апис почитался как бог, воплощающий душу Осириса.
Атон: бог солнца; изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчивались раскрытыми ладонями.
Баст: богиня любви, радости, праздников; женщина с головой кошки или львицы с корзинкой в руках. Иногда изображалась просто в виде кошки.
Бес: дух, покровитель рожениц, изгоняющий змей, бог веселья и пляски; изображался в виде уродливого гнома с мордой льва.
Гор: бог неба и света, покровитель фараонов, которые считались его земным воплощением; изображался как человек с головой сокола в короне.
Имхотеп: божественный покровитель зодчих, ученых писцов, врачей; его символизирует сидячая фигура ученого с развернутым папирусным свитком на коленях.
Исида: богиня-мать, сестра и супруга Осириса; женщина с рогами коровы и солнечным диском на голове, в руке стебель папируса.
Осирис: бог ежегодно умирающей и возрождающейся природы, позднее бог загробного мира и судья умерших; изображался в виде человеческой мумии в короне, обрамленной перьями, бородой, в согнутых руках скипетр и плеть.
Птах: первоначально бог-творец и бог мертвых в Мемфисе; изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящим на иероглифе, означающем правду.
Ра: бог солнца в Гелиополе, позднее отождествлен с богом Фив Амоном (Амон-Ра); человек с головой сокола и с солнечным диском.
Тот: бог луны, мудрости, письма и счета; изображался в виде человека с головой ибиса, часто с кистью для письма и палитрой в руках.
Хатхор: богиня любви и судьбы, богиня неба, кормилица фараонов и властительница дальних стран; изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы.

Хнум: бог-творец, создающий человека на гончарном диске, хранитель

Образование Египта

География Египта

Ремёсла Египта

Династии Египта

Письменность Египта

Религия Египта

Легенды Египта

Войны Египта

Пирамиды Египта

Погребальные обряды Египта

Хронология событий Египта

Об авторе

Тест

Список литературы

© Шелепова Мария 2006-2007 год. Колпинская Проектная Олимпиада в номинации "Создание сайтов".
Hosted by uCoz