иллюстрации по теме
История религии Египта
Человек, хоть раз, наблюдавший за тем, как по горизонту
в пустыне Сахара катится солнце, роняя лучи на землю, которой тысячелетия
назад правили фараоны, понимает, почему египтяне обожествляли этот золотой
сияющий диск и связывали с ним важнейших мифологических существ.
Чтобы понять солнечные культы древних египтян, рассмотрим вначале концепции
возникновения жизни на земле.
Историю Древнего Египта принято делить на несколько частей: додинастический
период, древнее царство, среднее царство, новое и несколько меж династических
периодов. О додинастическом периоде известно очень мало. Знаем мы лишь
то, что существовало два царства: Верхний и Нижний Египет. В 3000 г. до
н.э. правитель Верхнего Египта Менес, а по некоторым источникам Нармер,
завоевал Нижний Египет, объединив страну. Он основал столицу Мемфис и
первую династию фараонов. Верховным божеством пантеона он избрал солнечного
бога Гора. Возможно это решение было связано с Гелиопольской концепцией
о сотворении мира. По этой версии из первобытного хаоса Нуна вместе с
холмом Бен-Бен появился бог Атум, который сам себя оплодотворил и родил.
Он создал бога Шу - воздух, богиню Тефнут - влагу, бога Геба - землю и
богиню Мут - небо. Затем он разделил Геба и Мут, но перед этим они успели
создать пять богов: Осириса, Изиду, Сета, Нефтис и Гора. Следует задать
вопрос: "Почему из пяти божеств верховным был избран именно Гор"?
Ответ возможно заключен в следующей легенде: Осирис и его жена Изида правили
на земле, но брат Осириса Сет захотел заполучить власть в свои руки и
с помощью хитрости, заточив Осириса в сундуке, выбросил его в реку. Узнав
о злодеяниях мужа, Нефтис объединилась с Изидой и помогла ей найти сундук
с телом Осириса. Но Сет украл тело Осириса, и разрубив его на 14 частей,
разбросал по всему Египту. На этот раз к поискам Нефтис и Изиды присоединился
сын Нефтис и Осириса Анубис - один из богов загробного мира, который помог
найти части тела Осириса и оживить его. Осирис становится повелителем
загробного царства, а у Изиды рождается сын по имени Гор, который мстит
Сету за смерть отца и возвращает себе трон - наследие Осириса.
Существовало две ипостаси Гора. В первой он представал в качестве сына
Изиды и Осириса и мужем богини веселья, любви и красоты Хатхор, изображавшейся
в виде женщины с головой коровы. Во второй же, как брат Изиды, Осириса,
Нефтис и Сета и сыном Хатхор.
Сам бог Гор изображался в виде человека с головой сокола. Око Гора помещалось
иногда над головами других божеств в качестве символа покровительства,
его использовали в записи дробных чисел. По легенде свое око Гор потерял
в битве с Сетом.
Одно из пяти имен фараонов первых династий отождествлялось с Гором. Храмы
в честь этого бога возводились на территории Египта на протяжении почти
всей его истории. Кроме этого обожествлялись священные птицы - соколы.
После смерти, обитавших в храмах священных птиц, мумифицировали и хоронили
с почестями.
Во времена 3-й и 4-й династии (Древнее царство) своего апогея достиг культ
бога солнца Ра. Этот бог выделился из всего пантеона благодаря гелиопольской
концепции. Дело в том, что Атум - это бог заходящего солнца. В последствии
его и бога восходящего солнца Хепри отождествили с Ра. Атум, Хепри и Гор
теперь стали ипостасями Ра. Из Гелиополя культ распространился по всему
Египту. Фараон стал считаться сыном Ра. Одно из своих имен он писал именно
так. И после смерти мог перевоплотиться в самого бога Ра. Возможно, именно
с этим культом связаны такие монументальные памятники истории, как ступенчатая
пирамида Джосера (3 династия) и пирамиды Хуфу, Хафра, Менкаура (4 династия).
Легенда гласит, что каждый день в своей дневной ладье Манджет бог Ра плывет
по небу, перевозя в ней солнце. Когда ночная ладья Месекхтет спускается
в подземное царство, наступает ночь. Там Ра приходится сражаться с богом
тьмы, змеем Апопом. Одержав победу, Ра снова возвращается на горизонт,
возвещая о наступлении очередного дня.
Ра изображали по-разному: в виде сокола или человека с головой сокола,
а иногда в образе большого кота. На такую, довольно не обычную интерпретацию,
могла повлиять богиня солнца более позднего периода Мафдет, которая изображалась
в образе гепарда или кошки. Око Ра использовалось и как око Гора. Так
например, по легенде Ра не чувствуя в себе силы противостоять Апопу, передал
око своей дочери Хатхор, поручив ей защиту от сил зла. Всем живым существам
Ра обещал аналогичную жизнь в загробном царстве. Это означало, что фараон
оставался фараоном, жрец жрецом, крестьянин крестьянином.
Постепенно социальное положение страны потребовало каких-либо изменений
в религии. Исторические события способствовали культу Амона занять главенствующие
позиции. Во время правления 12-й династии (Среднее царство) азы были заложены.
А после изгнания гиксосов и укрепления статуса столицы Фивы фараонами
18-й династии (Новое царство), Амон окончательно выделился из всего пантеона.
Бог солнца Амон, как первичный и вездесущий, обещал позаботиться о каждом
живом существе, о каждом забытом и обездоленном. Амон считался отцом всех
других богов. Он вместе со своей женой Мут - богиней неба и сыном - лунным
божеством Хонсу, составляли Фиванскую Триаду. Изображался Амон в виде
человека в короне с двумя белыми перьями - "атеф" или в виде
барана. Культ Амона и культ Ра некоторое время продолжали существовать
параллельно. Но вскоре соединились в единый культ бога солнца Амона Ра.
Теперь он изображался в виде человека в короне "атеф" и с солнечным
диском. К священным животным Амона Ра отнесли барана, жука-скарабея, белого
гуся и белую змею.
Оставалась лишь одна проблема: в Гелиопольской концепции о сотворении
мира не существовало бога с подобным именем. В данном вопросе следует
учесть, что в наиболее крупных городах Древнего Египта существовали свои
божества, свои представления и концепции. В этот промежуток истории из
всех выделялись мемфисская и гермопольская концепции. В первой говорилось,
что из Нуна вместе с первичным холмом появился бог Птах, сотворивший всех
богов по своему образу и подобию и назвал их своими именами. Его творящим
словом считался бог Сиа, а магической силой слова - бог Хека, с помощью
которых он и творил. В этой версии Амона тоже нет среди первозданных богов.
А вот в гермопольской версии он входит в восьмерку первых богов. Они:
Ну и Ненет - водная стихия, Кук и Кукет - мрак, Хух и Хухет - бесконечность
в пространстве, Амон и Амонет - тайное, вышли парами из хаоса Нуна самостоятельно,
как женское и мужское начало. Но такую незначительную роль верховное божество
пантеона играть не могло и появилась новая фиванская концепция, согласно
которой до появления всех богов существовал змей по имени Кем-атеф в ипостаси
Амона. Умирая, он приказал сотворить бога Птаха в Мемфисе, Атума в Гелиополе
и Амона в Гермополе. Таким образом, все концепции о сотворении мира стали
включать в себя Амона.
Атон - это еще один солнечный бог Египта. Но в отличие от предшественников
его история довольно не обычна. Культ Атона является единственным примером
монотеизма не только в истории Египта, но и во всей древневосточной культуре.
К началу правления одного из фараонов 18 династии Аменхотепа-I U , в Египте
существовало неисчислимое количество богов. К примеру, только ипостаси
Гора насчитывалось более 20. Аменхотеп-I U , сменив свое имя на Эхнатон
и основав новую столицу Египта Ахетатон, объявил о новом религиозном течении.
Бога Атона он провозгласил единым, воплощающим в себе и женское и мужское
начало, совершенным, вечным, вездесущим духом всего живого. Соответственно
других богов быть не могло. И конечно, жречество не могло поддержать новую
политику. Несмотря на это она пришлась по вкусу приближенным фараона и
просуществовала 17,5 лет. Атона представляли в виде солнечного диска с
распростертыми во все стороны руками. В народных массах культ Атона не
снискал постоянных приверженцев, и после правления Эхнатона был затерян.
Ахетатон был разграблен, а Фивы вернули себе статус религиозной и политической
столицы. Амон Ра снова занял главенствующее место в пантеоне богов.
Кроме богов, символизирующих силу солнца, в древнеегипетской мифологии
существовали связанные с ними существа, такие как Бену, Сфинкс, "небесная
корова".
Сфинкс или Шесепанх считался вместилищем души бога солнца. Его баранья
голова воспринималась не только как голова священного животного, но и
как символ плодородия. Сфинкс вмещал все то, что содержал в себе бог:
силу, разум, щедрость.
Бену - мифологическое существо, непосредственно связанное с богом солнца.
По гелиопольской концепции именно эта птица появилась после холма Бен-Бен
и свив на его вершине гнездо, снесла яйцо, из которого в последствии и
появился Атум. "Бен" - означает возникать, "Бену"
- возникшая сама из себя. Изображалась в виде цапли. Символизировала Ба
Ра и воскрешение души.
Список богов
Амон: покровитель города Фивы, бог воздуха и урожая,
творец мира; изображался в виде человека (иногда с головой барана) со
скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.
Анубис: бог в образе шакала или дикой собаки (или человека с головой шакала
или собаки); считался покровителем умерших.
Апис: символ плодородия, бог в образе быка с солнечным диском; в некоторые
периоды Апис почитался как бог, воплощающий душу Осириса.
Атон: бог солнца; изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчивались
раскрытыми ладонями.
Баст: богиня любви, радости, праздников; женщина с головой кошки или львицы
с корзинкой в руках. Иногда изображалась просто в виде кошки.
Бес: дух, покровитель рожениц, изгоняющий змей, бог веселья и пляски;
изображался в виде уродливого гнома с мордой льва.
Гор: бог неба и света, покровитель фараонов, которые считались его земным
воплощением; изображался как человек с головой сокола в короне.
Имхотеп: божественный покровитель зодчих, ученых писцов, врачей; его символизирует
сидячая фигура ученого с развернутым папирусным свитком на коленях.
Исида: богиня-мать, сестра и супруга Осириса; женщина с рогами коровы
и солнечным диском на голове, в руке стебель папируса.
Осирис: бог ежегодно умирающей и возрождающейся природы, позднее бог загробного
мира и судья умерших; изображался в виде человеческой мумии в короне,
обрамленной перьями, бородой, в согнутых руках скипетр и плеть.
Птах: первоначально бог-творец и бог мертвых в Мемфисе; изображался в
виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящим на иероглифе, означающем
правду.
Ра: бог солнца в Гелиополе, позднее отождествлен с богом Фив Амоном (Амон-Ра);
человек с головой сокола и с солнечным диском.
Тот: бог луны, мудрости, письма и счета; изображался в виде человека с
головой ибиса, часто с кистью для письма и палитрой в руках.
Хатхор: богиня любви и судьбы, богиня неба, кормилица фараонов и властительница
дальних стран; изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы.
Хнум: бог-творец, создающий человека на гончарном
диске, хранитель
|
Образование Египта
География Египта
Ремёсла Египта
Династии Египта
Письменность Египта
Религия Египта
Легенды Египта
Войны Египта
Пирамиды Египта
Погребальные обряды Египта
Хронология событий Египта
Об авторе
Тест
Список литературы
|