Главная страница | Содержание |
---|---|
ВступлениеВойны ЕгиптаВ царствование Тутмоса I, около 1500г. до н.э., египтянами были предприняты победоносные походы, которые через Сирийские скалы привели их в долину Иордана и оттуда к берегам Ефрата и установили их владычество над этими областями Лотана и Хару на несколько столетий. Когда покорение этих стран упрочилось, внимание египтян направилось на другое: прежде всего, на реку Ефрат, в которой согласно описанию, данному Тутмосом I на плите из Ком-Омбо, "вода, повернувши вспять, течёт вниз, поднимаясь вверх по течению", потом к Ливанским лесам, где вельможа Сеннефер, один из приближённых Тутмоса III, водрузил свою палату "над облаками", на высотах, для египтян баснословных, проник в чащу и привёз в Библ деревья лучшего качества длиной в 60 египетских локтей (приблизительно 31 метр), со стволом, толстым до самой верхушки. Из Библа назначенные к перевозке кедры были направлены в Египет. Кроме того, египтянам представлялись случаи для военных и охотничьих подвигов. В царствование Тутмоса III офицер Аменемхеб вырезал на стенах своей гробницы, что в стране Нии он "убил 120 слонов, чтобы добыть их клыки". "Самого крупного слона убил Его величество; я отрезал ему хобот (дословно руку), пока он лежал ещё живой перед Его Величеством". При осаде Кадеша враги спустили на жеребцов египетских колесниц бешеную кобылу, чтобы произвести смятение в их рядах. Аменемхеб соскакивает с колесницы, бегом догоняет лошадь, вспарывает ей живот ударом меча, отрезает хвост и приносит его царю как трофей. Эти подвиги были вознаграждены. Сын Тутмоса III Аменхотеп II, производя однажды смотр, вывел Аменемхеба из рядов. "Я знаю твоё мужество,- сказал он ему,- ты будешь предводительствовать моими отборными войсками". Эти живописные данные- военные и охотничьи подвиги, дикие пейзажи, тёмные леса - народное воображение разукрасило легендарными узорами. Из многочисленных рассказов о приключениях египтян в Азии, созданных в эту эпоху, лишь немногие дошли до нас. Геройские перипетии составляют неизменный их фон; описанию стран и их обитателей, которое было бы для нас интереснее, уделялось мало места. Так, мы узнаём, как во времена Тутмоса III некий Джхути, командовавший пехотой, хитростью овладевает взбунтовавшимся вождём Яффы и умерщвляет его большим жезлом фараона; рассказ, поучительный для египтян, ничего не говорит нам о Яффе и его области. Здесь мы всё же нападаем на некоторые следы действительной истории; сказка же "Обречённый царевич" вводит нас полностью в область вымыслов. В стране Нахарине, у верхнего Ефрата, есть таинственный город, в городе дом, прорезанный 70 окнами, приподнятый над уровнем земли на 70 локтей, там укрывается дочь князя. Лишь тот станет её супругом, кто допрыгнет с земли до неё. Сын одного фараона - Обречённый царевич - одним взмахом достигает окна, где его принимают объятия влюблённой принцессы, к великому разочарованию сирийских принцев, которые каждый день тщетно пытаются совершить этот прыжок. Со сказкой о принцессе Бахтана мы ещё больше удивляемся от действительности. Дело происходит всё в Нахарине; князь Бахтана, выдавший старшую свою дочь за фараона, взывает к помощи могущественного зятя и союзника, чтобы освободить от привидения свою вторую дочь, оставшуюся при нём. Наука магов, присланных фараоном, оказывается тут бессильной; тогда из Фив отправляют в пышном шествии статую одного из ликов Хонсу. Несколькими магнетическими пассами бог снимает чары с принцессы и изгоняет приведение, предоставляя ему, однако же, почётное отступление. Здесь все легендарно:сюжет рассказа, местность, личности фараона и принца. Среди описаний якобы действительных путешествий в Азию только одно похоже на географический роман, а именно то, которое перевёл Шаба под названием "Путешествия одного египтянина". Подлинник, к несчастью, крайне отрывистый и неудобопонятный. По-видимому, там выводится один из тех египетских гонцов, важную роль коих вполне выясняют письма Эль-Амарны. В качестве посредников, покровителей, иногда судий они отправлялись из города в город, чтобы поддерживать обаяние отдалённой власти фараона. Искусственным приёмом композиции - не лишённом сходства с приёмом Сюлли в его мемуарах - автор рассказа, будто бы обращаясь к герою-гонцу, приводит ему на память его путешествия и маршрут. Он особенно подчёркивает опасности, грозившие в лесах, на гористых берегах или пустынях, пролегаю. Среди описаний якобы действительных путешествий в Азию только одно похоже на географический роман, а именно то, которое перевёл Шаба под названием "Путешествия одного египтянина". Подлинник, к несчастью, крайне отрывистый и неудобопонятный. По-видимому, там выводится один из тех египетских гонцов, важную роль коих вполне выясняют письма Эль-Амарны. В качестве посредников, покровителей, иногда судий они отправлялись из города в город, чтобы поддерживать обаяние отдалённой власти фараона. Искусственным приёмом композиции - не лишённом сходства с приёмом Сюлли в его мемуарах - автор рассказа, будто бы обращаясь к герою-гонцу, приводит ему на память его путешествия и маршрут. Он особенно подчёркивает опасности, грозившие в лесах, на гористых берегах или пустынях, пролегающих между перечисленными городами: Библом, градом богини; Тиром, где рыбы многочисленнее, чем песчинки, и где пресную воду привозят в лодке с материка. Яснее других эпизод оприбытии сухим путём в Яффу через ущелье, прорезающее восточные скалы. "Ты идешь один, без проводника, без свиты, и тебе не попадаются гонцы, которые могли бы указать направление коему надлежит тебе следовать; и страх овладевает тобою, волосы твои дыбом встают на голове, вся душа твоя целиком уходит в руку, ибо путь твой загромождают утёсы и валуны, и нет прочищенной дороги, она заросла остролистом, терновником, алоэ, собачьими башмаками (колючее растение), пропасть с одной стороны, отвесная гора - с другой. По мере того как ты продвигаешься вперёд, повозка твоя подпрыгивает беспрестанно на ухабах, и кони пугаются каждого толчка. Наконец, сердце твоё падает: ты пускаешься вскачь,но небо безоблачно; тебя мучит жажда, враг настигает тебя, ты боишься, и едва заденет тебя ветка придорожной акации, ты кидаешься в сторону, лошадь твоя ранена, ты сваливаешься на землю и ушибаешься. Но при вступлении в Яффу тебе попадается плодовитый сад в пору полного расцвета; ты проделываешь дыру в заборе и пролезаешь, чтобы поесть; ты встречаешь там красивую девушку, которая стережёт сад; она принимает тебя за друга и отдаёт тебе цвет своей груди. Ты замечен, ты открываешь, кто ты, и все признают, что ты герой." В общем, сказки о путешествиях эпохи Рамсесов изображают Азию химерическую, неопределённую, почти лишённую всякой местной окраски, служащую только рамой для боевых, дорожных и любовных приключений. Очерк нравов или географических подробностей пройденных стран не занимает ни самого писателя, не египетского читателя; вся задача сводилась к тому, чтобы польстить народной гордости, восхваляя отважные подвиги подданных фараона.
Тутмос III Сын Тутмоса II и его наложницы Исиды. При жизни отца был рядовым жрецом в Карнакском храме и не считался наследником, поскольку согласно практике начала XVIII династии наследником Тутмоса II должен был стать муж его дочери от Хатшепсут Нефруры по достижении ею брачного возраста. Однако Тутмос II умер молодым, когда его дочь была еще в младенчестве. Наследником был провозглашен Тутмос III; сомнения в его правах на власть как сына наложницы были устранены фиванскими жрецами бога Амона-Ра с помощью оракула. Вступив на престол после смерти отца в 1490 до н. э., через год он был фактически отстранен от власти ставшей его соправительницей Хатшепсут. При жизни Хатшепсут Тутмос III стоял во главе египетской армии и проявил себя способным полководцем, совершив успешные походы на Синай, в Нубию и Палестину. Вероятно, уже в это время Тутмос III, опираясь на войска, приобретает большое влияние. Став ок. 1468 до н. э. единовластным правителем, он стремится стереть память о предшествующем царствовании, повсеместно уничтожая имена и изображения Хатшепсут (не трогая главного памятника ее времени . заупокойного храма царицы в Дейр-эль-Бахри).
|
| ||
© Шелепова Мария 2006-2007 год. Колпинская Проектная Олимпиада в номинации "Создание сайтов". |